Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе детского сада на тему «Ягоды. «Ягода». Конспект комплексного занятия в старшей группе

Светлана Никитичева
Конспект занятия по познавательному развитию для детей средней группы по теме «Ягоды»

Конспект занятия по познавательному развитию для детей средней группы по теме : Ягоды .

Цель : Уточнить представление о ягодах , особенностях их внешнего вида, местах произрастания.

Задачи :

- Познакомить с разновидностями ягод , их назначением и пользой в жизни человека.

- Дать понятия : Лесные ягоды , садовые ягоды .

Обогащать словарный запас за счет названий ягод и продуктов , из них изготовляемых, учить использовать обобщающие понятия «ягоды » .

- Развивать зрительную память , связную речь, логическое мышление.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал : Предметные картинки : ягоды . Изображение травы, кустов и деревьев для игры «Составим картину» , презентация ягоды .

Ход занятия:

1. Игра «Что лишнее?»

На столе муляжи овощей и 1 ягода (помидор, огурец, картофель, земляника)

Что лишнее? Почему? Что такое овощи? Где растут?

2. Пальчиковая гимнастика «За ягодами »

Раз, два, три, четыре, пять, Пальчики обеих рук здороваются.

В лес идем мы погулять. Обе руки «идут» указательными

За черникой, за малиной, и средними пальчиками по столу .

За брусникой, за калиной. Загибают пальчики, начиная с большого.

Землянику мы найдем,

И братишке отнесем.

3. Беседа с детьми по теме занятия . Просмотр презентации «Ягоды » .

Что осталось на доске (ягодка ) -Как она называется? (земляника)

Я капелька лета на тоненькой ножке,

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Весной из-под земли вырастает невысокий зелененький кустик. -Потом на нем появляются беленькие цветочки. Через некоторое время вместо них уже можно увидеть молодые зеленые ягодки . Можно ли их уже есть? Нет, они не созрели. Потом ягоды на солнышке краснеют. Теперь их можно собрать в корзинки.

Ягоды растут в траве – клубника, земляника. И на кустах – малина, черника, ежевика, крыжовник. А так же на деревьях – рябина, калина.

Рассказ педагога сопровождается показом картинок, которые педагог

помещает на подготовленные кусты, деревья, в траву.

Чем похожи все ягодки ? Ягодки маленькие , только одна ягода очень-очень большая . Это – арбуз. (показать картинку) .

4. Физкультминутка «Сбор ягод »

С веток ягоды снимаю Действия выполнять по тексту.

И в лукошко собираю.

Ягод - полное лукошко !

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть –

Легче будет к дому путь.

А потом еще малинки.

Сколько ягодок в корзинке ?

Раз, два, три, четыре, пять…

Снова буду собирать.

5. Упражнение «Скажи какая ягода »

Брусника какая? Красная, кислая, мелкая.

Малина какая? Розовая, крупная, сладкая, сочная.

Черника какая? Синяя, сладкая, мелкая.

6. Упражнение «Эхо»

Мы с вами заблудились в лесу. Давайте покричим «АУ!»

Девочки кричат громко, а мальчики тихо.

7. «Чего не стало?»

Посмотрите на картинки, внимательно.

Теперь закройте глаза, я убираю одну картинку. Чего не стало?

8. Игра «Большой - маленький»

ягода- ягодка малина - малинка

земляника – земляничка черника - черничка

куст- кустик клюква - клюковка

лист- листочек птица- птичка

цветок- цветочек ветка- веточка

9. Игра «Что приготовим?»

Из малины - малиновое варенье.

Из черники - черничное варенье.

Из земляники - земляничное варенье.

Из клюквы - клюквенный морс.

Из брусники - брусничное варенье.

10. Пальчиковая гимнастика : Ягоды

Ягоды – это крыжовник ,

Клюква, черника, брусника,

Малина, клубника, шиповник,

Смородина и земляника.

Указательным пальцем одной руки пересчитывают, сгибая, пальцы на другой руке.

Запомнил ягоды я , наконец.

Что это значит?

Приподнимают плечи, удивляются.

Я – молодец!

Большой палец вытягивают вперед.

11. Игра «Что это?» (закончить предложение и повторить его полностью) .

Береза, осина, дуб – это (деревья) .

Опенок, сыроежка, мухомор – это (грибы) .

Малина, черника, земляника – это (ягоды )

12. Игра «Придумай предложение о ягодах »

Ребята. Посмотрите на картинки. Каждый из вас выберет себе ягодку и придумает о ней предложение. Я помогу вам :

Мы собрали много клюквы.

В лесу растет много земляники.

На кустиках поспевает черника.

Мама сварила варенье из малины.

Папа привез из леса много брусники.

13. Игра «Сложи картинку» из 3-6 частей.

Назови ягодку . Почему она так называется?

Земляника – от слова «земля» . Про нее и загадку придумали :

Кто любит меня, тот и рад поклониться,

А имя дала мне родная землица.

Малина – малиновая ягодка , состоит из многих малых ягодок .

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

14. Игра «Варим варенье»

Что можно приготовить из ягод ? (варенье, сок, компот)

Как называется варенье из земляники?малины? клюквы? Педагог кидает мяч и называет ягоду , а ребенок – варенье, которое получится из этих ягод .

15. Итог занятия .

Назовите одним словом то, что нарисовано на этой картинке. (ягоды )

В какие игры играли? Что больше всего понравилось?

Татьяна Балеева
«Ягода». Конспект комплексного занятия в старшей группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 28

ОТКРЫТОЕ КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«ЯГОДЫ »

КОНСПЕКТ

Программа «От рождение до школы»

под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Воспитатель Балеева Т. В.

Г. о Жуковский, 2013 г

Виды деятельности :

продуктивная

коммуникативная

познавательно-исследовательская

музыкально-художественная

восприятие художественной литературы

Цели :

Учебная :

дать понятие о различных представителях ягодных растений , учить различать ягоды , ориентироваться в окончаниях при производных прилагательных от названия ягод , повторить и систематизировать знания о фруктах, овощах и ягодах .

Развивающая :

продолжить формировать навыки работы с гуашью, пластилином, навыки в разгадывании загадок, развитии связной речи, умение устанавливать логические связи, развивать активность и самостоятельность мышления.

Воспитательная :

поддерживать интерес к занятиям , труду, творчеству, воспитывать эстетическое восприятие мира, дружеские взаимоотношения между детьми аккуратность, ответственность, бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование :

Иллюстрации с изображением ягод

Корзинки нарисованная и соломенная

Муляжи фруктов, овощей, ягод

Картинки для дидактической игры

Корзины для подвижной игры

Рисунки ягод для работы детей

Краски, кисти, палитра, стаканчик с водой, доска для лепки, пластилин, стека

Музыкальное сопровождение : «Марш» (из оперы «Фауст» ) Ш. Гуно, «Веселый танец» А. Радвилович, фрагмент из музыки к м/ф «Белоснежка и семь гномов» Ф. Черчиль, звуки леса

Примечание : занятие продолжительное , поэтому разделяется на две части (в первой половине дня – рисование, во второй половине дня – лепка)

Ход ЗАНЯТИЯ

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

(фрагмент из музыки к м/ф «Белоснежка и семь гномов» Ф. Черчиль)

Под музыкальное сопровождение готовимся к началу занятия . Проверка готовности детей, посадка, положение спины.

2. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ. ПРОБЛЕМНЫЙ МОМЕНТ

Низок, да колюч Две сестрицы

Сладок, не пахуч Летом зелены

Ягоды сорвешь К осени одна краснеет

Всю руку обдерешь Другая чернеет

(крыжовник) (смородина)

Сидит рядом с нами Была зеленой маленькой

Смотрит черными глазами Потом я стала красненькой

Черна, сладка, мала На солнце покраснела я

Всем ребятам мила И вот теперь я спелая

(черника) (клубника)

(Одновременно с отгадыванием загадок, открываются картинки с ягодами .)

Отгадали все загадки. Молодцы! Как мы назовем одним словом все открытые картинки? Все, наверное, догадались, о чем мы сегодня будем говорить.

Правильно, о ягодах .

3. ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

Фронтальная беседа о ягодах садовых , лесных с показом наглядного материала (иллюстрации, муляжи) . Параллельно в процессе беседы происходит развитие речи, обогащение словарного запаса.

Где растут ягоды ?

В саду, в лесу

Правильно. Давайте соберем корзинку с ягодами . Итак, отправляемся в сад.

Посмотрите, какие ягоды можно собрать в саду?

Смородину (черную, красную, белую, малину, клубнику, вишню.

Как мы назовем пирог, в который положили вишню (вишневый, малину (малиновый) и т. д.

А теперь пойдем в лес за ягодами

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

(«Марш» (из оперы «Фауст» ) Ш. Гуно)

Все зверюшки на опушке

Ищут грузди и волнушки. Шаги на месте

Белочки скакали

Рыжики искали, Прыжки на корточках, или чуть присев

Лисички бежали

Лисички собирали, Бег на месте

Прыгали зайчата

Собирали опята, Прыжки на двух ногах

Медведь проходил

Мухомор раздавил Ходьба, имитирующая медведя.

Топнуть ногой

Вот мы и в лесу.

(звуки леса)

Какие в лесу встречаются ягоды , посмотрите?

Черника, ежевика, клюква, брусника, земляника.

А как мы назовем компот из черники (черничный, из клюквы (клюквенный) и т. д.

Но не все ягоды полезны . Некоторые красивые, яркие ягоды смертельно опасны . Например волчья ягода , цветы ландыша, вороний глаз (демонстрация иллюстраций)

Вот мы и побывали в лесу, в саду, пора возвращаться

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»

Четыре картинки (фрукт и ягоды , овощи и фрукт, ягоды и овощ и т . д.)

А теперь, ребята, мы соберем свою ягодную корзину и украсим ею нашу группу , покажем другим деткам, мамам и папам, какие вкусные, красивые и полезные ягоды мы собрали .

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Прежде чем работу

Нам свою начать Сжимаем кулачки и интенсивно разжимаем

Пальчики умелые

Мы должны размять Хлопаем в ладоши

Жил да был зайчонок Двумя пальчиками идем по столу

Длинненькие ушки Показываем ушки

Отморозил зайка Хлопаем в ладоши

Носик на опушке Трем носик

Отморозил хвостик Показываем хвостик

И поехал греться

К ребятишкам в гости Интенсивные движения руками, имитирующие паровоз, или машину

Тут тепло и тихо

Сжимаем кулачки и интенсивно разжимаем

Злого волка нет Хлопаем в ладоши

И дают морковку на обед Потираем животик

РИСОВАНИЕ

У каждого ягода по выбору . Раскрашивание листьев и стебелька.

ПОДВИЖНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОБЕРИ В КОРЗИНКУ»

(«Веселый танец» А. Радвилович)

Из общей корзины нужно выбрать фрукт, овощи и ягоду и разложить в соответствующую корзинку (фруктовую, овощную, ягодную ) . (можно по командам)

С помощью пластилина, сделать ягоды

6. РЕФЛЕКСИЯ

Вот мы и собрали полную корзину. Что у нас в корзине? Ягоды

Где мы собирали ягоды ? В лесу и в саду.

Какие ягоды у нас в корзине . Называют ягоды

Как мы назовем ягоды , которые собирали в лесу (лесные, а в саду (садовые)

Молодцы! Вы сегодня очень хорошо потрудились! Спасибо за работу!

Приложение

Коллективная работа «Ягодная корзина » (гуашь, пластилин)

Рисование (раскрашивание листьев и стебля гуашью) .

Лепка (изготовление плодов ягод с помощью пластилина)

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Подвижная дидактическая игра «Собери в корзинку»

Примерные образцы ягод .

Литература

1. Мельников М. Н Русский детский фольклор – М.: Просвещение, 1992.- 302 с

2. Поем, играем, танцуем дома м в саду / М. А. Михайлова, Е. В. Горбика. – Ярославль : Академия развития, 1996. – С. 166

3. Селезнев В. И. Играй и учись. – М.: Бриллиант, 1998. – 123 с

Уф, наконец, мы осилили этот большой комплект игр для детей на тему “Овощи, фрукты, ягоды”. Мы решили объединить 3 темы нашей в один тематический комплект, поэтому получилось целых 19 (!) страниц развивающих заданий. Они получились очень разнообразными. Используя это пособие, можно вспомнить с ребенком все знакомые фрукты, овощи и ягоды, познакомить его с незнакомыми, научиться сортировать их, узнать особенности их выращивания и использования, а также выполнить задания на развитие логики, внимания, памяти, мелкой моторики, координации движений.

Некоторые листы, как обычно, черно-белые, остальные – цветные. Напомню, что для многократного использования рабочих листов их можно прятать в файл-уголок , а потом рисовать по ним сухостирающимся маркером.

Чтобы организовать развивающее занятие у себя дома , Вам нужно распечатать комплект, выбрать несколько листов, с которыми будете сегодня работать, и предложить одно из заданий малышу. Для начала расскажите ему, что нарисовано на картинке, а потом, что нужно сделать. Если малыш не совсем понял задание, выполните его первый раз вместе. Занимайтесь в удовольствие. Если какое-то задание у ребенка не получается или не нравится ему, отложите до следующего раза. Если во второй раз малыш отказывается выполнять это задание, значит, оно ему совсем не подходит. Используя развивающие игры на определенную тему, старайтесь вплести в урок и другие домашние игрушки и пособия. Например, конструктор, пазлы, пальчиковый театр, мозаику и т.д. Не забывайте про крупную моторику и развитие физических навыков: стимулируйте малыша прыгать, ползать, ходить по канату, танцевать и т.д. Чередуйте умственную деятельность с физической активностью. Таким образом, Вы сможете построить качественный и гармоничный урок в Вашей домашней школе .

| pdf формат


Развивающие задания на тему “Овощи, фрукты, ягоды”

В комплект входят такие развивающие задания для малышей:

  1. Что где растёт? Для выполнения этого задания вырежьте овощи, фрукты и гриб. Их можно предварительно раскрасить вместе с малышом. Затем расскажите ребенку, что растёт в земле, что сверху на земле, а что вырастает на дереве. А затем вместе наклейте вырезанные плоды, куда положено.
  2. Лото “Фрукты и ягоды”. Подробные правила игры в лото .
  3. Собери змейку с овощами. В основе этой игры лежит принцип домино. Чтобы подготовить пособие, наклейте лист со змейкой на картон, а затем вырежьте все детали по пунктирным линиям. Потом предложите малышу найти половинку овоща, который соседствует с головой змейки. Далее нужно найти половинку следующего овоща, и так аж до хвоста змейки.
  4. Подбери цвет. Чтобы сделать этот учебный материал, наклейте черно-белые картинки на картон (или заламинируйте), разрежьте их по пунктиру и вырежьте внутреннюю часть фруктов/овощей. У вас должны получиться как бы трафареты. Их нужно накладывать на карточки с цветами, подбирая нарисованному плоду нужный цвет. Чтобы сэкономить на печати, Вы можете вместо распечатывания листов с образцами цвета использовать картон или бумагу для аппликаций нужных цветов.
  5. Собери цепочку. Этот лист тоже стоит наклеить на картон. Затем нужно вырезать детали по пунктиру и можно собирать их с ребенком по принципу пазлов.
  6. Найди на картинке: длинный-короткий, большой-маленький, один-много.
  7. Собери фруктовую матрёшку. Это задание можно выполнять единоразово как аппликацию, а также много раз, если фрукты заламинировать и вырезать. Необходимо наложить меньший фрукт на больший.
  8. Обведи тыкву по контуру.
  9. Собери овощи в кастрюлю, а фрукты в корзинку , проведя нужные линии карандашом или фломастером.
  10. Соедини фрукт/ягоду из левой колонки и его тень из правой.
  11. Проведи улитку по дорожке пальчиком , карандашом или фломастером.
  12. Положи на яблоко нужное количество предметов (пом-понов, орехов, фасолин, маленьких шариков, спичек и т.д.) Это задание выполняет мама, а малыш наблюдает, запоминая количество визуально.
  13. Что лишнее? Нужно найти один лишний предмет среди овощей и фруктов.

Все люди, и особенно дети, любят ягоды. Познавательное занятие для детей позволит ребенку узнать какие бывают виды ягод .

Для подготовки к этому занятию были использованы:

  1. Пособие « » для занятий с детьми трех-четырех лет: «Что лежит в лукошке?»
  2. Развивающее лото «Дары лета»
  3. Учебник для малышей В. Степанова «Родная природа».

Затем берем карточку с названием () ягоды. Описываем ягоду, если ребенок правильно назвал, то отдаем ему карточку.

Если неправильно, то наводящими вопросами помогаем найти правильный ответ.

Бурно радуемся, когда ребенок угадывает загадку.

После того, как ребенок заполнит все поле с ягодами приступаем к самому интересному — дегустации ягод.

Узнаем виды ягод в тарелке

В конце занятия предложите своему покушать ягод.

Если есть возможность, то можно вместе набрать ягоды в саду, в поле, в лесу.


Если нет, то купите заранее в магазине ягоды (свежие или замороженные).

Когда ребенок подержит в руках, понюхает и попробует ягоды на вкус, то он быстрее запомнит все виды ягод.

Познавательные занятия для детей 3-х лет: « » можно провести за один раз, а можно разбить на несколько занятий. Все зависит от интереса и усидчивости Вашего ребенка. Веселого Вам времяпровождения!

А здесь Вы можете посмотреть видеоролик с музыкальным уроком на тему «Лесные ягоды»:

Понравилось? Лайкни нас на Facebook