Патриотизм - почему так важно прививать чувство патриотизма? Воспитание чувств у школьника. Воспитание нравственных и патриотических чувств

Председатель правительства России В. В. Путин подчеркивает, что «единство России скрепляет присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общая историческая память. В обществе растет интерес к отечественной истории, к тому, что дорого всем, а это начало нового духовного подъема».

Сегодня многие считают, что молодежь не интересует историческое прошлое, нет чувства патриотизма. Это не так. У большинства молодежи оно есть, что и пытался доказать автор в своей работе.

Анализируя ответы на вопросы, автор утверждает, что патриотизм в среде современной молодежи переживает не самые легкие времена. И это показали исследования: у молодого поколения есть проблемы связанные с формированием патриотического сознания.

Эта тема актуальна еще и потому, что в современной ситуации развития России, сегодня как никогда необходимо возрождение духовности, воспитание молодежи в духе патриотизма, любви к Отечеству.

За россиянами - великий разум и ратный подвиг предков, могучая культура, а мужества и стойкости, чувства ответственности перед Родиной им не занимать. И без подъема гражданского самосознания, патриотического потенциала молодежи не приходится рассчитывать на успех в Возрождении Отечества.

Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной самореализации на благо Отечества.

Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Одной из важнейших задач современности является формирование понятия Родина, Отечество, Отчизна. Родина включает в себя все многообразие социальных и природных факторов, которые мы называем понятиями семья, микрорайон или деревня, город или район. По мере своего развития каждый из нас постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу, народу. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России. Как невозможно научить любви к родителям одними призывами, так невозможно воспитать гражданина из школьника, изучавшего большую Родину только по книгам.

Что же считает ценным сегодня молодой человек?

Социологический опрос, который проводился среди учащихся 8-10 классов, показал:

Что считаешь ценным сегодня? % опрошенных

Хорошая одежда 56

Тусовки по выходным, общение 36

Патриотизм, любовь к Родине 46

Анализ показал, что материальные ценности преобладают над моральными. Для патриотизма в этом случае остается совсем немного места (46%). Но несмотря на печальные итоги, я думаю, что молодежь все же понимает и принимает патриотизм как ценность, но слабо представляет его на практике. Отсутствуют достойные примеры патриотизма в современном обществе.

Если раньше, в сознании советских людей прочно формировался образ защитника Отечества, Добра, справедливости (сказочный, собирательный и реальный); образ мудрости государственного деятеля, образ воли полководца. Мощным фактором воспитания в советское время был образ героя (А. Матросов, З. Космодемьянская, О. Кошевой, пионеры-герои и др.) и образ героического акта (ночной таран в воздухе, переход через линию фронта, оборона дома Павлова и др.) и т. д. И эти данные образы предстают как образцы патриотизма, нравственности, духовности, толерантности, самоотверженности, мужества, воли к победе и т. п. Они выступали в многообразных формах ценностных ориентаций человека, которые вели солдата в бой, а труженика тыла превозмогать невероятную усталость. А что же происходит в наши дни? Чтобы не быть голословным, я приведу пример статистики. Молодым участникам сайта http://otvet. mail. ru и учащимся 8-10 классов нашей школы был задан вопрос « Знаешь ли ты героев нашего времени?». Картина оказалась неутешительной:

Ответы Старшеклассники Участники сайта

Не знаю 36 32

Их нет вообще 24 28

Герои есть и в наше время 8 12

Называют героями участников войн в ВОВ, Афганистане, Чечне (но не 32 12

называют их имен)

Таким образом, мы видим, что 70% респондентов не могут назвать конкретных героев (причем 26% считают, что таковых нет вообще, 34% просто не знают их, 10% думают, что герои есть, но не ведают кто они). Лишь 22% называют героями участников Великой Отечественной войны и воинов – интернационалистов. Да, результаты неутешительные. Нет у молодежи идеалов, с кого бы они могли брать пример. Но когда нет образца для поведения, старшеклассники, да и вся молодежь попросту не понимают с кого брать пример, и ввиду отсутствия достойных образцов для подражания ищут свои идеалы самостоятельно, например, на экране телевизора. Нужно ли говорить о том, что за пример может обнаружить для себя человек, просто включив телевизор? Влияние СМИ на сознание молодежи велико как никогда и это не может не огорчать. Вот, наверное, почему такое состояние нашей молодежи - это и потеря перспективы, и растущие растерянность и тревога, и неуверенность в завтрашнем дне, и чувство безысходности, обманутости, доминирующие установки жить «одним днем».

Сегодня, в нашем современном обществе, все же главной причиной падения патриотизма в молодежной среде являются на мой взгляд отсутствие патриотической идеи в обществе, отрицательное влияние друзей и сверстников, ненормальную обстановку в семье. Решив в этом убедиться, я провела опрос среди учителей нашей школы, которые подтвердили причины падения патриотизма среди молодежи:

ответы % среди учителей

Отсутствие патриотической идеи 68

Ненормальная обстановка в семье 21

Влияние сверстников 5

Влияние СМИ 6

С патриотическим воспитанием у нас проблема в целом по стране. Об этом свидетельствует факт концентрации государственного интереса к проблемам воспитания патриотизма у граждан Российской Федерации, что закреплено государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 -2010 годы». Об этом говорит и Президент Российской Федерации Д. А. Медведев на конференции: ««Вопросы патриотического воспитания должны оставаться в центре внимания нашей государственной деятельности. Причем эта работа должна вестись, что называется, с пониманием ответственности задачи, она не должна быть шаблонной. Она должна доходить до сердца. Потому что, мы знаем, что каждую работу можно завалить, если заниматься ею без души. А вопрос патриотического воспитания не может быть формальным, он должен именно сообразовываться с личными представлениями каждого человека о его месте, с его восприятием страны, Родины» .

А выпуски наших теленовостей на 90% состоят из государственных визитов плюс ЧП, катастроф и наводнений по всему миру. Потом эфир забит ток-шоу с сериалами. А турниры по теннису или те же матчи внутреннего чемпионата по футболу показывают по платным каналам в ночное время. Кто их увидит, чтобы испытать гордость и за наших фигуристов, девчонок-теннисисток, и за футбольную команду? Из выпусков новостей каждый из нас может узнать, сколько убийств произошло за последние сутки, о кризисе, сколько человек и где остались без тепла. А хороших новостей вроде как у нас и нет. Почему то мы говорить об этом стесняемся. Как и о людях, которые живут среди нас и каждый день совершают большие и маленькие геройские поступки.

Да много еще чего такого мы не делаем, чтобы понять: мы живем не в самой плохой стране, нам есть кем и чем гордиться. И люди ощущают в этом большую потребность. Это необязательно мировые рекорды и научные открытия. Это подвиги и поступки, события и даты, о которых надо знать всем. Чтобы научиться этим гордиться. И было бы с кого брать пример.

А ведь у нас есть с кого брать пример: с ветеранов Великой Отечественной войны нашего поселка. Это ли не пример героизма и мужества, пример любви к своей Родине. А чтобы ими гордиться, надо знакомить учащихся с воспоминаниями ветеранов об участии их в войне, о трудностях, с которыми им пришлось столкнуться в годы Великой Отечественной войны. Об этом мы в своей школе и говорим, чтобы наши учащиеся не только с уважением относились в ветеранам Великой Отечественной войны, но и гордились ими!!! И это только один пример воспитания патриотизма в нашей школе.

Был проведен социологический опрос не только среди старшеклассников нашей школы, но и участников сайта по следующим вопросам:

1. Считаете ли вы себя патриотом?

2. Нужно ли патриотическое воспитание в школе?

3. Готовы ли вы совершить подвиг сегодня?

4. Знаете ли вы шерловогорских ветеранов Великой Отечественной войны?

5. Как вы относитесь к ветеранам Великой Отечественной войны?

6. Нужны ли вообще патриоты стране сегодня?

7. Вы за или против службы в армии?

8. Если у вас была бы возможность, вы бы уехали из России?

Анализ ответов показал:

вопрос ответы Учащиеся Участники сайта

Считаете ли вы себя патриотом? да 83 52

сомневаюсь 5 7

Нужно ли патриотическое воспитание в школе? да 87. 9 76

Готовы ли вы совершить подвиг сегодня? да 58 52

сомневаются 21 11

не решились 9 13

Знаете ли вы шерловогорских ветеранов Великой да 98 Вопрос не задавался на сайте

Отечественной войны?

Как вы относитесь к ветеранам Великой Отечественнойуважительно 95 Вопрос не задавался на сайте войны?

равнодушно 0

с сочувствием 5

Нужны ли вообще патриоты стране сегодня да 87. 9 69

Вы за или против службы в армии? за 83 46

против 27 54

Патриотами себя считают 68% опрошенных. Надо заметить, что среди учащихся нашей школы их 83%.

82% - за патриотическое воспитание в школе:

55% готовы совершить подвиг:

78, 5% считают, что патриоты стране нужны:

На вопрос «Вы за или против службы в армии?» результаты показали:

Результаты ответов учащихся 8-11 классов на вопросы «Знаешь ли ты своих ветеранов Великой отечественной воны?» и «Как вы относитесь к ветеранам Великой Отечественной войны?» меня порадовали, хотя и есть среди них 2%, которые не знают своих ветеранов, проживающих в родном поселке. Зато 95% относятся к ветеранам Великой Отечественной войне с уважением, а 5% с сочувствием, что видно по диаграмме:

Долгие годы история изучалась, как история государства, история войны, история народного хозяйства и прочее. Пора начать изучать историю общества, историю человека, его жизнь, деятельность и по-другому взглянуть на историю глазами людей, чьи руки детские и взрослые, мужские и женские, брали оружие и защищали свою родную землю.

Говорят: счастлива земля, не имеющая дочери и сына, которые могут предать свою Родину. Моя работа-это работа именно о таких сыновьях и дочерях, которыми должны гордиться Россия и мы. Мое поколение живет в непростое время, мы часто слышим о нарастающей бездуховности общества, падении нравственности, разрушении вековых традиций. Я уверена, что не только меня, а многих волнует вопрос: человек в обществе, его ответственность за судьбу страны.

Через испытания, каких еще не выпадало никому, сквозь огонь и кровь прошел народ к Победе. Вклад в общую победу внесли и воины-Забайкальцы. Наши земляки принимали участие во всех крупнейших сражениях: насмерть стояли у стен родной столицы, громили врага в Сталинграде, Ленинграде, на Курской дуге, форсировали Днепр, изгоняли захватчиков из Белоруссии и Украины, Молдавии и Прибалтики, освобождали от коричневой чумы народы Европы, штурмовали Рейхстаг. Многие забайкальцы не дожили до 65-летия Победы. Однако, материал о них, их воспоминаниях о войне, бережно хранятся краеведами нашей школы. Я расскажу о некоторых из них, кто, испытывая ужасы войны, вместе со всеми ковал победу.

Михаилу Ивановичу Любушкину не было и 18 лет, когда в августе 1942 году он был призван в ряды Красной Армии и направлен в Забайкальское пулеметно-минометное училище на станцию Дивизионная. А уже в феврале 1943 года большая группа курсантов выехала на фронт и влилась в состав стрелковой дивизии, в составе которой участвовал и Михаил Иванович в качестве стрелка в боях на Курско-Орловской дуге. Еще при жизни он вспоминал об одном бое, который разгорелся в июле 1943 года: «Когда после артиллерийской и авиационной подготовки немцев, двинулись развернутым фронтом танки и самоходная артиллерия, а за этой движущейся броней шли цепи немецкой пехоты, разгорелся бой. Часть танков была подбита, но остальным удалось пройти на передний край, немецкие танки утюжили наши траншеи. Нам удалось поджечь бутылками с горючей смесью несколько танков. В адском грохоте, огне, дыму не слышно было команд, но мы сами понимали и огнем старались отсекать пехоту от танков. И немцы были вынуждены отступить. Прорвавшиеся немецкие танки и самоходы были, полностью уничтожены нашей артиллерией и контратакой танков. После небольшого перерыва немцы снова бросили на нас свои самолеты, которые бомбили нас довольно долго, затем ударила артиллерия врага, заскрипели «Ванюши», пустили на нас «тигров» и «пантер», но и эту атаку нам удалось отбить. » В его рассказе я почувствовала гордость, что им удалось отстоять хоть маленький кусочек, но своей родной земли. Да, о смерти в тот момент они и не думали, думали только о спасении своей Родины.

Война оставила свой след и в истории семьи Шром. Михаил Тарасович Шром сражался под Сталинградом и Москвой, вместе со всеми форсировал Днепр. А Фрида Федоровна до войны жила в Ленинграде. Училась в школе, которая носила имя Сергея Мироновича Кирова, строила планы на будущее, им не суждено было сбыться: началась война. Вскоре город сжался в смертельном кольце блокады, занятия в школе прекратились. Тогда Фриде Федоровне исполнилось 15 лет, она вместе с другими девушками ездила копать окопы для бойцов, защищавших Ленинград. Вот уже 65 лет прошло с тех пор, но бывшая блокадница до сих пор не может без слез говорить о жизни в осажденном городе. «Работали и голодали как все ленинградцы. Вспоминать об этом очень трудно». В 1943 г. по Ладожскому озеру, по дороге жизни ее вместе с братьями вывезли из Ленинграда и эвакуировали в Сибирь. Там она и познакомилась со своим мужем.

Испытания, выпавшие на долю Фриды Федоровны и Михаила Тарасовича в молодые годы, оставили свои отметки на всю их дальнейшую жизнь – тяжелые воспоминания, болезни, незаживающие фронтовые раны. Большой осколок от фашистского снаряда, оставшийся в ноге и сильно мучивший фронтовика удалось извлечь только спустя 43 года после ранения. А два осколка, попавшие ему в грудь, так и остались там до конца жизни. Как у всех ленинградцев, переживших те страшные дни, у Фриды Федоровны есть знак «Житель блокадного Ленинграда».

Война, жестокость и кровь Но дети и война – это что-то несовместимое, как жизнь и смерть. На фронте – смерть, кровь, а в тылу – голод, холод и нечеловеческий труд. «Война всех нас лишила детства. Как мы бедствовали, как голодали, но учились, а больше работали!» - вот так начала свой рассказ Мария Георгиевна Журавлева, ветеран педагогического труда. Улыбчивая, доброжелательная, можно подумать, что жизнь ее была всегда безоблачной. Но военного лихолетья она глотнула сполна. Было ей 9 лет, когда началась злая, никого не щадящая война. Жили они тогда в Мордовии, в деревне Старорусские Поматы. Отец погиб в первый же год войны, мать умерла в 1942 году от воспаления легких, осенью 1942 г. умер дед. И остались три девочки, осиротели. Председатель колхоза требовал, чтобы старшие шли работать в колхоз, иначе не будет сена корове, и ее не разрешат пасти на колхозных полях. Бросив школу, старшие девчонки пошли работать в колхоз. На хозяйстве остались 10-летняя девочка Мария. Школу она не оставила. До обеда училась, после обеда работала в колхозе. Уроки и домашняя работа выполнялись вечером при свете коптилки. А летом, конечно, целый день – в поле. Какая же сила была в её еще по-детски тонких ручонках? Но война не спрашивала. Тяжело было девочке: «волокуши» тянуть, не разгибая спины, копать картошку, делать любую взрослую крестьянскую работу. Но не сломила ее судьба. После 10 класса Мария Георгиевна поступает в институт, который закончила в трудные послевоенные годы. А в 1952 году из далекой Мордовии приехала в Забайкалье по направлению.

45 лет Мария Георгиевна преподавала географию, живя в Забайкалье. Она очень сильный человек, ведь не смотря на войну, она сумела получить образование.

Много трудностей пришлось пережить нашим ветеранам в свое время, но, глядя на них и слушая их рассказы, можно гордиться, что у нас в России есть такие люди!

Собирая материал об участниках войны, я поняла, что жизнь, особенно война, формирует взгляды, убеждения. Как важно иметь знания и, конечно, свою точку зрения, чтобы не ошибиться. Надо искать свое место в жизни. Пишешь об этих людях, и хочется хоть в чем-то подражать им. Ведь они прошли огненными дорогами путь от Москвы до Сталинграда до логова фашистского зверя, развязавшего кровавую бойню, в которую были втянуты народы всей Европы. Мы склоняем головы перед ними, выстоявшими и победившими! И подвиг их будет жить в наших сердцах.

Ведь история – самый справедливый судья и, в конечном счете, воздаст по заслугам всем, кто не думал о своей жизни, шел в бой против смерти, чтобы спасти Родину от врагов!

В заключение хочется подчеркнуть, что конкретные события и факты из жизни шерловогорцев в период Великой Отечественной войны доказывают, что творческий и нравственный потенциал нашего народа, вышедшего на защиту своего Отечества, огромен. Наш народ способен преодолеть любые трудности и невзгоды во имя общего дела, во имя своей Родины!

Сегодня хочется отметить, что проблема потери патриотизма среди молодёжи пока не глобальна, но над ней стоит задуматься каждому. Все мы без исключения, какого бы возраста ни были, должны уважать и помнить тех, кому обязаны своей жизнью и свободой. И было бы очень хорошо, если бы каждый из нас развивал дух патриотизма не только в себе, но и в окружающих.

Заключение

Подводя итоги всей работы, мы пришли к следующим выводам, что патриотизм, уважение к ветеранам, память о годах Великой Отечественной войны всегда очень важны в патриотическом воспитании старшеклассников. Проанализировав ответы социологического опроса, выяснилось:

Старшеклассники нашей школы считают себя патриотами - 86%;

Уважительно относятся к ветеранам Великой Отечественной войны – 95%;

У 89% ребят родные воевали на фронтах Великой Отечественной войны и, к сожалению, 11% не знают своего прошлого;

Сегодня подвиг готовы совершить за Родину – 58%, сомневаются – 21% и 12% не согласны совершать подвиг, 9% - не решились бы;

Старшеклассники нашей школы хотели бы служить в армии - 83 %.

Анализы показывают, что в школе необходимо продолжать воспитывать чувство патриотизма. Это еще раз доказывают ответы на вопрос: «Нужны ли вообще патриоты стране сегодня?», старшеклассники дружно ответили ДА (87,90%), а участники сайта с ними согласились – 69%. Старшеклассники нашей школы считают необходимым продолжить работу по патриотическому воспитанию (65,32%). Патриотизм можно охарактеризовать как ценность современной молодежи, точнее говоря, в молодежной среде есть определенная часть юношей и девушек, которые включили патриотизм в систему своих ценностных ориентаций. К сожалению, эта часть не так значительна, как хотелось бы (46%). Но лед тронулся. И это самое главное.

Исследования показали, что патриотизм в среде современной молодежи переживает не самые легкие времена: у молодого поколения есть проблемы связанные с формированием патриотического сознания.

Таким образом, проанализировав ответы старшеклассников и участников сайта, можно сделать вывод, что сегодня необходимо больше обращать внимания на воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, уважения к старшему поколению. Мы можем и должны создавать среду, которая поможет воспитать у подрастающего поколения чувство патриотизма! Только развивая чувство патриотизма и любви к Родине у молодого поколения можно обеспечить стране будущее!

Я думаю, что мой материал (особенно воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны) может пригодиться не только для уроков истории и краеведения, но и для проведения классных часов, диспутов по воспитанию у молодежи чувства патриотизма и любви к своей Родине!

Ирина Михалева
Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, нравственно – патриотическое воспитание дошкольников - важная задача современного образования.

Патриотизм – понимается широко : и как любовь к родине, преданность к своему отечеству, народу, и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства, как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы родины.

Основные задачи патриотического воспитания дошкольников :

- формировать интерес к русским традициям и промыслам;

Воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Воспитывать любовь к родному краю (причастности к дому, семье, детскому саду, городу) ;

Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому;

Воспитывать уважение к труду;

Воспитывать любовь и уважение к своим национальным особенностям;

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности; на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства , но и формируют его взаимоотношение с взрослыми и сверстниками.

Дошкольный возраст – это самый благоприятный для привития нравственно – патриотических навыков , дети как губка впитывают в себя все то, что видят вокруг себя.

Патриотическое воспитание дошкольного возраста - единственно верный путь успешной ранней социализации личности. Известно дошкольное детство важнейший период в жизни человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления об окружающем мире, обществе и культуре.

Для маленького ребенка самым любимым патриотом будет мама , затем семья, которая дарит свою любовь, закладывая первые ростки личности далее детский сад, школа, улица, город, страна, мир, люди, которые его окружают на, которых хочется быть похожими.

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, это любовь к родному переходит в любовь к своему государству к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству. Академик Д. С. Лихачев.

Патриотическое воспитание служит средством нравственного и эстетического воспитания.

Положительного результата можно достичь только систематической работой. Наблюдая за детьми, хочется сделать вывод, что детям интересно знать больше о своем городе, о своей семье, об окружающих людях. При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что интересно. В группе такие беседы лучше проводить с небольшими подгруппами это побуждает ребят к откровенности при выяснении интересующих их вопросов. Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа . Например, отмечаются профессиональные праздники, осуществляются целевые прогулки, беседы.

В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках родины. В связи с этим в группе подобрана картотека книг о героях нашего края, героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает, стремление к подражанию. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, приобщаются к родной культуре и уважению к окружающим.

Таким образом, формирование патриотических чувств у дошкольников с раннего возраста следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений приобщения к миру родной культуры. Патриотические чувства закладываются , в процессе жизни человека находящегося в рамках конкретной социокультурной среды.

Публикации по теме:

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей второй младшей группы Тема: «Формирование нравственно - патриотических чувств у детей 2-ой младшей группы». Выполнила: воспитатель МБДОУ № 87 г. Читы Распопина.

"Казачество - это часть нашей культуры, российской культуры, причём не просто часть культуры, а яркая часть нашей культуры". (Владимир.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости.

В дошкольном возрасте важно создавать условия, способствующие духовно-нравственному развитию личности и гармоничному взаимодействию с другими.

Чувство патриотизма через ознакомления с родным городом включает в себя следую-щие параметры: чувство привязанности к местам, где человек.

План по самообразованию на 2016–2017 учебный год «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» Годовой план по самообразованию воспитателя старшей «А» группы на 2016-2017 учебный год Тема: «Формирование патриотических чувств у детей.

Анализ педагогической литературы показал, что в истории педагогики можно выделить три этапа постановки и развития проблемы патриотического воспитания: I этап (XVI-XVIII вв.); II этап (XIX- середина XX вв.); III этап (середина XX - и по настоящее время). На всех трёх этапах первая и основная мысль великих педагогов и просветителей - воспитание любви к Отечеству и своей Родине, что свидетельствует об актуальности данной проблемы в разные исторические эпохи и в настоящее время.

В Философском словаре «патриотизм» определяется как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

А.Я. Коменский подчеркивал, что патриотизм в человеке воспитывается на самых ранних ступенях его становления: сначала это любовь к родителям, затем к своему дому, месту, где он родился, и как следствие - к отечеству в целом .

Ярко идея патриотизма отражена в произведениях Н.М. Карамзина: «любовь к собственному благу производит в нас любовь к Отечеству, а личное самолюбие - гордость народную, которая служит опорою патриотизма». Историк и писатель акцентировал внимание на патриотической составляющей гражданственности, выделив различные проявления любви к Отечеству:

  • 1) физическую любовь, то есть привязанность к месту своего рождения, «малой родине»;
  • 2) нравственную, то есть любовь к согражданам, с которыми человек растет, воспитывается и живет;
  • 3) политическую, то есть любовь к благу и славе Отечества и желание способствовать «им во всех отношениях».

Эти отношения к Отечеству не возникают сами по себе, а специально воспитываются, формируются.

Патриотическое чувство раскрывается и крепнет еще в дошкольном возрасте; оно не требует особенного заботливого культивирования, ибо оно столь же естественно и неизбежно, как чувство семейной привязанности, каждый день, каждый час, каждое событие и явление, ровно, как и все картины окружающей жизни и окружающей природы, помогает ему расти и развиваться лучше каких бы то ни было воспитательных мероприятий.

Развития теории и практики патриотического воспитания характеризуется выдающимися педагогическими экспериментами А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, направленными на воспитание в коллективе гражданина-патриота, которые актуальны и в настоящее время.

В 60-80-е гг. ХХ в. теория и практика патриотического воспитания нашла отражение в научных работах Ю.К. Бабанского, А.В. Барабанщикова, А.Н. Вырщикова, В.А. Караковского, В.И.Ковалева, М.Н. Терентия и др.

В современной науке имеет место разное мнение по вопросу о сущности патриотизма. Некоторые философы Н.И. Матюшкин, М.В.Митин, П.М. Рогачев и др. определяют патриотизм как высшее нравственное чувство.

В педагогических исследованиях ряд ученых Н.И.Болдырев, Н.К. Гончаров, И.П. Тугаев считают патриотизм политическим принципом. К нравственным качествам относят патриотизм В.В. Белоусов, Д.Н. Щербаков, Н.Е.Щуркова. Однако большинство педагогов Л.Р. Болотина, Н.П. Егоров, Т.А. Ильина, Т.Н. Мальковская, И.С. Марьенко, Р.А. Полуянова, Ю.П. Сокольников определяют патриотизм как сложное нравственное качество.

В «Концепции патриотического воспитания» (А.К. Быкова) патриотизм рассматривается с позиции индивидуального самосознания, формируемого в условиях рыночной экономики и предполагающего рациональное соотношение общественного и личного в реализации конституционного долга гражданина по защите государственных интересов. Исследователь считает, что на уровне личностных качеств патриотизм - это любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, современное патриотическое мировоззрение, соответствующие установки и ценности, социальная (в том числе религиозная и национальная) толерантность, общественно значимые поведение и деятельность. Приведенный перечень личностных качеств коррелирует с основными компонентами патриотизма - сознанием, отношениями и деятельностью - и может рассматриваться как конечная цель патриотического воспитания в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности .

Такое множество мнений обусловлено сложностью рассматриваемого явления. Исходя из этого, необходимо уточнить сущность и содержание патриотизма, так как эффективность патриотического воспитания зависит от точного определения исходных понятий и положений.

Определение патриотизма как нравственного чувства не отражает его сущности в полном объеме, так как нравственные чувства - это переживания человеком своего отношения к окружающей действительности, поступкам и действиям, нормам ответственности. Патриотизм предполагает переживания личностью своего отношения к Родине, Отечеству, осознание своего патриотического долга, а также стремление к его реализации.

Мы рассматриваем патриотизм как любовь к Родине - это активная гражданская позиция. Патриотизм - это чувство гордости за свое Отечество, его историю, свершения. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, счастливее. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Это отношение к необъятным просторам страны, её природным богатствам, героическому историческому прошлому и сегодняшним противоречивым реалиям, народам ее населяющим, их национальному достоинству, культурам, традициям, соотечественникам.

Таким образом, патриотизм включает в себя:

  • - чувство привязанности к своей семье и тем местам, где человек родился и вырос;
  • - уважительное отношение к жителям своего села, города, своему народу, его языку и культуре;
  • - желание заботиться о других людях и об интересах Родины;
  • - осознание долга перед людьми ближайшего окружения, местом своего проживания, Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости, готовность к защите Отечества;
  • - проявление гражданских чувств и верности Родине;
  • - гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
  • - гордость за свое Отечество, символы государства, за свой народ;
  • - уважительное отношение к историческому прошлому своей большой и малой Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
  • - ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
  • - гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Патриотизм выражает отношение человека к Родине и Отечеству, которое является объектами ценностного отношения и имеет социальный характер, является социально обусловленным.

Современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразия форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях, в зависимости от личной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству, от использования различных сфер знаний и т.п.

Термин «патриотизм» употребляется не только в научно-исследовательской литературе, но и выступлениях, дискуссиях, статьях, предвыборных программах политиков и политических партий, движений, деятелей культуры, искусства и т.д. Диапазон толкования термина очень велик: от идеально-возвышенного до ругательно-унизительного.

Спекулятивные воззрения на почве патриотизма представляют собой формы так называемого лжепатриотизма. Все они рассматриваются как преднамеренные извращения истинного смысла и значения патриотической идеи.

Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия в монографии И.Е.Кравцова: «Патриотизм - это Любовь к своему отечеству: к родным местам («земле отцов»), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному ответственному общественному и государственному строю. Патриотизм - это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимость» .

Я.Л.Коменский отмечал, что одним из главных направлений воспитания должны быть воспитание у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. Он писал в «Великой дидактике»: «Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах в частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия» .

А.С. Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная.

Т.Н. Манькорская, относя патриотизм к нравственным качествам, включает в его любовь к Отечеству, готовность к его защите, неразрывную связь с интернационализмом, нетерпимость к другим проявлениям национализма и шовинизма, приверженность к народной культуре, знание национальных традиций, национальное достоинство, гордость и честь, что находит свое воплощение в гражданственности .

Воспитание является механизмом взаимодействия между поколениями, обеспечивающим вхождение подрастающих поколений в жизнь общества, становления их активными субъектами конкретного исторического процесса.

В различных исторических эпохах, в зависимости от социально-экономических условий жизни общества и господствующей в нем идеологии в воспитание вкладывали различные аспекты.

И.Ф. Харламов рассматривает патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними .

В отечественной школе всегда уделялось большое внимание воспитанию у подрастающих поколений нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей родины, к геральдике, к своему народу. При этом большую роль в воспитании патриотических чувств играли средства массовой информации: радио, высокохудожественные отечественные кинофильмы, театр, художественная литература.

Педагогические исследования по проблеме патриотического воспитания советского периода многочисленны и разнообразны. В них раскрываются как теоретико-методологические аспекты (сущность понятия «патриотизм» и «советский патриотизм», его характеристики, пути и средства формирования и др.), так и прикладные (различные направления патриотического воспитания: военно-патриотическое, воспитание на трудовых и боевых традициях советского народа, взаимосвязь патриотического, эстетического, группового воспитания учащихся различного возраста и др.)

Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания этого периода имеют работы В.А. Сухомлинского, который считал, что школа должна воспитывать у молодежи стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной деятельности. Определяя советский патриотизм как «благородную любовь советского народа к своему социалистическому отечеству». Он подчеркивал, что одна из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду, труду для общества как к патриотической деятельности, причем сама деятельность детей, организуемая педагогом с данной целью, представляет движущую силу формирования личности растущего гражданина . В своих работах В.А. Сухомлинский также указывал и на трудности в воспитании патриотизма, объясняя их тем, что в повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить эту «трудно постижимую ценность» - патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это твоя Родина .

Идеологической основой патриотического воспитания в современной школе является духовно-нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условия может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.

Так, еще недавно вместо воспитания коллективизма стала внедряться идея воспитания индивидуализма, эгоцентризма, вместо воспитания патриотизма стало пропагандироваться воспитание космополитизма, неуважительного отношения к отечественной истории, к своему народу. Это приводит к тому, что понятия «патриотизм», «патриот» приобретает негативный оттенок. Однако для большинства жителей Украины оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим отечеством, историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее…утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения.

Как пишет А.В. Усова, «если мы хотим сохранить свою страну, если мы хотим возродить прежнее величие своей Родины, нам необходимо коренным образом пересмотреть свое отношение к воспитанию школьников». Тем более, что в отечественной педагогике есть много наработок в области воспитания подрастающего поколения, в том числе и воспитания патриотизма - самого высокого чувства в человеке, являющимся как бы общественным цементом, связывающим людей в честное, дружное общество, чувства, которое, по утверждению К.Д. Ушинского, последним гибнет даже в злодее».

Выделяя патриотическое воспитание в условно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания), что представляет собой гораздо более сложное сочетание, чем соотношение части и целого. Это связано еще и с тем, что:

  • - во-первых, патриотизм, особенно если иметь в виду его генезис, возникает и развивается как чувство, все более социализируясь и возвышаясь посредством духовно-нравственного обогащения;
  • - во-вторых, понимание высшего развития чувства патриотизма неразрывно связано с его действительностью, что в более конкретном плане проявляется в активной социальной деятельности, действиях и поступках, осуществляемых субъектом на благо Отечества;
  • - в-третьих, патриотизм, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой не только грань жизни общества, но источник его существования и развития, выступает как атрибут жизнеспособности, а иногда и выживаемости социума;
  • - в-четвертых, в качестве первоосновного субъекта патриотизма выступает личность, приоритетной социально-нравственной задачей, которой является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине как высшего принципа, определяющего смысл и стратегию ее жизни, исполненной служению Отечеству;
  • - в-пятых, истинный патриотизм - в его духовности.

Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству.

В связи с этим мнением учителю при организации воспитательно-образовательного процесса правомерно учитывать замечание Е.А. Ануфриева о том, что систематическое глубокое обогащение всех сторон воспитательной работы патриотическим содержанием есть необходимое условие воспитания патриота .

Осуществление патриотического воспитания основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и принципы воспитательного процесса, и специфику патриотического воспитания младших школьников в общеобразовательной школе. К их числу относятся:

  • - обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями;
  • - обусловленность содержания, форм и методов, средств и приемов патриотического воспитания возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;
  • - диалектическое единство и органическая связь между учебным материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий;
  • - интеграция патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы;

Опора на новые концепции организации и осуществления учебно-воспитательного процесса и на новое понимание основных педагогических понятий;

  • - опора на положительное в личности воспитанника и создание благоприятной психологической атмосферы в процессе педагогического взаимодействия:
  • - координация взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитания.

С учетом особенностей патриотического воспитания в современном обществе цель данного процесса определяется как воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

Так, Л.И. Мищенко, отмечая, что нравственные качества личности, определяющие ее направленность, подразделяются на три группы, характеризующие отношения человека к самому себе, другим людям и обществу, к различным видам деятельности и к различным материальным ценностям, предлагает рассматривать патриотизм как сложное, многогранное интегральное качество, охватывающее все три группы, проявляющиеся в отношении личности к людям, обществу, труду и другим видам деятельности, к материальным ценностям и формирующимся в процессе реализации этой системы взаимосвязанных отношений .

Ещё в ноябре прошлого года в Госдуму был внесён проект закона «О патриотическом воспитании в РФ». В Иркутской области Молодежным парламентом в 2016 году был разработан проект закона «О патриотическом воспитании в Иркутской области». Однако, ни региональный, ни федеральный законы так и не были приняты. В то же время в среде общественности не утихают обсуждения законопроекта в целом и отдельных вопросов патриотического воспитания в частности.

«Клуб Публичной Политики» также решил разобраться в этом вопросе и обратился к эксперту Общественной палаты Иркутской области Татьяне Токаревой.

Согласно федеральному законопроекту, «патриотизм - нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к России, своему народу, осознание неразрывности с ними, стремление и готовность своими действиями служить их интересам, подчинить им свои частные интересы, проявлять верность долгу в защите Отечества».

Как Вы считаете, необходим ли закон «О патриотическом воспитании в РФ»? И можно ли вообще «воспитывать» патриотизм?

Патриотизм – это чувство (не нравственный принцип). Чувства поддаются воспитанию. Только сомневаюсь, что Закон сможет сформировать правильные подходы к воспитанию патриотических чувств. Законы, скорее, это нормы, которые поддаются подсчету, планированию, могут выполняться или нет. Это нормы, о которых люди договариваются, нормы, которым можно следовать или их нарушить. Нельзя, по моему мнению, законодательно обязать людей испытывать чувства.

- Можно ли дать однозначное и исчерпывающее определение таким понятиям, как «патриотизм» и «патриот»?

Думаю, что патриотизм, как чувство, это глубоко индивидуальное чувство человека по отношению к месту рождения и проживания. По определению, если человек живет и работает где-либо, на благо того сообщества, которому он принадлежит, знает и проводит культурные ценности определенной страны, при необходимости готов защитить ценности территории, народа, культуры, он уже испытывает патриотические чувства.

Мне очень близко определение патриотизма, данное на одной из европейских встреч молодой девушкой, совсем недавно работавшей послом Польской Республики в Москве. По ее мнению патриотизм – это взаимная ответственность человека перед государством (Родиной) и государства перед человеком.

Это, как в семье, вступая в которую, мы несём обязательства и ждем выполнения обязательств от другой стороны. К слову сказать, чаще всего, это приятные обязательства, которые, если все хорошо, не напрягают.

Как Вы относитесь к тому, что патриотизм в нашей стране строится преимущественно на военных победах нашего Отечества? И как иначе можно воспитать патриотическое чувство?

Очень давно я проходила стажировку в американском штате Вермонт. Очень много общалась с молодыми американцами. Мы много говорили обо всем: история, политика, будущее, пели русские и американские песни, размышляли о наших различиях. Так вот, у меня создалось впечатление, что каждый из них знает и относится с уважением к каждой исторической странице Соединенных штатов. Практически, помнит каждый день из 200-летней истории государства. Тогда это меня поразило. Ведь НАША история еще весомее (даже по годам), интересней и ярче! А на уроках истории переписываются параграфы, пересказываются учебники и нет того захватывающего интереса, который позволяет формироваться чувствам. Конечно, не везде и не всегда.

Немного отвлекусь и расскажу о некоторых своих наблюдениях женской дружбы. Бывают подруги, которые не способны разделить с тобой радость, а вот, когда ты попадаешь в жуткую ситуацию, они – лучшие помощники.

Вот у нас на Родине почти так. Когда в мирное время мы не способны адекватно хорошо и светло относиться к ней, творить, приумножать, радоваться счастью «быть дома», а зато, «если снова война, если завтра в поход» - мы мобилизуемся, мы проявляем героизм, мы вспоминаем про патриотизм. И это, на мой взгляд, не совсем верно. Любить спокойно и уверенно, знать, что ты всегда под защитой, что ты нужен, что ты актуален – это позволяет мобилизоваться в момент опасности с чувством справедливого патриотизма. В труде, в творчестве, в конфликтах.

Мой супруг – офицер, участник боевых действий. После увольнения в запас организовал Детский оздоровительный лагерь, где одной из программ стала программа ФСКН «Неприкосновенный запас – дети Отчизны». Сначала, казалось, чтобы ощутить силу и патриотический подъем важно обучить девочку или парня стрелять, метать оружие, штурмовать препятствия, защищаться в рукопашной схватке. Но не получается так! Куда он или она направят оружие, кого защитит, на кого нападет, накачает физическую силу – для чего? Поэтому родился профессиональный союз военных специалистов, историков, педагогов, психологов. И, бывает, не важно, стали ли наши повзрослевшие воспитанники военными, сотрудниками правоохранительных органов (которых не мало). Важно, что побывав в программе, они научились ценить себя, родных, свой мир, свое будущее, быть верным другом, ответственным человеком, рассматривающим свое настоящее и будущее здесь в России.

- Преподаватель журфака МГУ и соучредитель фонда «Галчонок» Татьяна Краснова в своей статье «У нас так не принято» предложила «крайне важной составляющей истинного патриотизма» чувство стыда за свое Отечество. Допускаете ли Вы такой подход к формированию патриотических чувств?

Я согласна с Татьяной Красновой лишь в том, что патриотизм это не приоритет чиновников. Патриотизм – это чувство каждого, в той реальности, в которой он проживает, которую, если нужно, он сможет защитить, и не обязательно с оружием в руках. Защитить достойно и спокойно, сознательно и твердо, без шума и гама.

Текст: Валентина Макаревич

По улице ровным строем шагают пионеры. Белые накрахмаленные рубашки с погончиками и нашивкой на рукаве, девочки с аккуратными косичками, в синих юбочках, мальчики – в синих брючках, ярко-красные галстуки, пионерские значки сверкают на солнце. В руках пионер-вожатого маленьких красный флажок «Славься, КПСС». Чувство патриотизма невольно охватывает любого, кто наблюдает гордые осанки и прямой взгляд юных ленинцев.

Их законы – заповеди, простые, но такие правильные:

1. Пионер верен рабочему классу и коммунизму.

2. Пионер - друг и брат всякому другому пионеру и комсомольцу.

3. Пионер честен и правдив . Его слово - как гранит.

4. Пионер дисциплинирован.

5. Пионер ежедневно помогает трудовым собратьям в строительстве коммунистического общества.

6. Пионер трудолюбив и уважает полезный труд.

7. Пионер чист в мыслях, словах и делах .

Между этими законами и чувством патриотизма существует сильнейшая связь, но нельзя говорить, что это причинно-следственные явления.

— Ах, — вздохнет любой добропорядочный анальный гражданин , — а сегодня молодежь-то, молодежь куда катится?? Начисто отсутствует чувство патриотизма, любви к родине. Эти самые заповеди канули в лучшие времена. Алкоголь, сигареты, наркотики, секс – вот вам и все интересы современных молодых людей. И деньги! Побольше, да на халяву.

Почему в советском союзе было чувство патриотизма, а сегодня его нет? Дело ли в железном занавесе, кипе небылиц, которыми кормили граждан великой страны, гонке вооружений, идее коммунизма или вере в светлое коммунистическое будущее? И почему сегодня невозможно воспитать патриотов, которые готовы жизнь отдать за землю родимую?

Чувство патриотизма под системным микроскопом

На все эти вопросы отвечает системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Чем отличается человек от животного? Животные имеют базовые желания: есть, пить, дышать спать + сохранение температуры тела, целостности живого вещества и желание продолжить себя во времени. Люди помимо этих желаний имеют также и добавочные. Добавочные желания иными словами называются векторами, всего их 8. Каждый вектор обладает своей особенной системой ценностей, своим отличным мышлением и свойствами для реализации заложенных в нем желаний.

Так, например, ценности кожного вектора: все материальные ресурсы, в том числе деньги, закон, дисциплина. Кожный человек, обладая огромным желанием зарабатывать, имеет также и свойства к реализации этих желаний: гибкая психика, изворотливый, предприимчивый ум.

Другое дело, представитель человечества с анальным вектором, который, собственно, и может обладать чувством патриотизма. Ценности анального вектора это ВЕРНОСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ПРАВДА, ЧИСТОТА, БРАТСТВО, ДРУГ, СЕМЬЯ, ДОМ, РОДИНА.

В первобытной стае анальные люди охраняли пещеру, женщин и детей. В пещере существовало некое «анальное братство», круговая порука, где не было места предателям. Остальные воины, уходя на охоту, спокойно доверяли своих жен анальным братьям. Зная, что те верные, порядочные. Не прикоснутся к чужой женщине. Эти люди строят базу, фундамент любого государства. В любые времена – это надежный тыл, как раньше была надежной пещера. Чувство патриотизма – чисто анальное: они любят родину, любят пещеру, они патриоты.

В советском союзе такие люди были реализованы и социально, и в семейной жизни. Их ценности комплиментарны уретральной формации, которой и была СССР. Общество давало им возможность развиваться: профессионалы были востребованы, уважаемы и почитаемы всеми. Ими и являются анальные люди в развитом состоянии — «золотые руки», а с верхними векторами – «золотые головы».

Разводы не приветствовались, добрачный секс – тем более, так что анальному мужчине не составляло труда найти себе «чистую», непорочную женщину и прожить с ней до конца своих дней, имея при этом хорошую реализацию. И неважно, что при этом платили мало или был дефицит товаров, главное, что эти люди были действительно счастливы, потому что наполняли свои нехватки.

Анальники первыми голосовали за партийную власть, первыми вступали в партию. Они искренне и лояльно поддерживали советскую власть. Дело не в том, что она воспитывала чувство патриотизма в своих гражданах, рассказывая про великие свершения советского народа, а в том, что давала возможность реализоваться анальным людям.

Чувство патриотизма – это любовь к родине, то есть позитивное состояние анального вектора. Национализм – обратное от патриотизма, то есть ненависть к чужой родине – это состояние неразвитого или нереализованного анального вектора.

Конечно, каждый Homo Soveticus в свое время знал о разлагающемся западном обществе, читая антиамериканскую пропаганду в газетах и на плакатах. Даже при всем этом, произнося антиамериканские или антикитайские лозунги, анальные люди не испытывали ненависти к Америке, но большую любовь к своей родине. Во многом их поведение кажется «карикатурным», надуманным, а советские лозунги типа «Славься, КПСС» — полной безвкусицей. Не имея одежду от Армани, не обладая достаточным вкусом, они ощущали любовь к родине.

Здоровое чувство патриотизма консолидировало нашу родину: ведь патриоты внутри группы это и есть те люди, которые консолидируют группу.

Чувство патриотизма. Тёмная сторона

Тех, кого мы видим сегодня под знаменем патриотов – НЕ патриоты, а националисты. После развала Советского Союза прошло более 20 лет. Этого времени оказалось достаточно, чтобы полностью вытолкнуть анальных людей из общественной и социальной жизни.

Сегодня они не востребованы профессионально, и они не обладают гибкой и прагматичной психикой, чтобы приспособится к изменяющемуся ландшафту. Семейные ценности также отошли на второй план в обществе в целом, не говоря уже о том, что анальные мужчины сегодня не пользуются большим успехом у женщин в отличие, к примеру, от кожных. Неспособные реализовать себя, а значит, обеспечить свою семью, они оказываются невостребованными, что только усугубляет их обиды и ступор.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook